
Успешный человек сегодня - это тот человек, который способен жить в ногу со временем и применять свои функциональные навыки, может разобраться и найти выход из проблемной ситуации. Главная задача школы в настоящее время - научить детей рационально использовать знания и навыки в разных сферах жизни. Функциональная грамотность - это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Как средство формирования функциональной грамотности мы используем ресурсы занятий внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в младшей школе — отличный повод начать практиковать занятия по индивидуальным программам, прежде чем переходить к обязательным учебным предметам. Создали «островок» организации обучения, принципиально отличающейся от классно-урочной системы, для формирования умений работать с текстом, делать выбор, планировать и действовать по принципу «научился сам — научи другого».
Коллективным способом обучения (КСО) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Коллективное обучение является одним из важнейших фактов развития ребёнка. На практике мы наблюдаем, что взаимодействие школьников в ходе учебного процесса происходит ситуативно и редко. Учителю легче организовать обучение по схеме: учитель - ученик, нежели ученик- ученик, ученик - ученики, поскольку КСО требует дополнительных затрат при подготовке к уроку. Эта технология разрабатывалась Александром Георгиевичем Ривиным в 30-е годы нашего века, Виталий Кузьмич Дьяченко в 90-е.
Специфика коллективных способов обучения состоит в соблюдении следующих принципов:
- наличие сменных пар учащихся;
- их взаимообучение;
- взаимоконтроль;
- взаимоуправление.
Методики технологии КСО:
1.Взаимопередача текстов.
2.Взаимообмен заданиями.
3.Взаимные диктанты.
4.Взаимотренаж.
5. Методика Ривина.
Творческая группа учителей начальной школы работает над организацией Погружения во внеурочную деятельность в течение пяти лет. Участники погружения во внеурочную деятельность — школьники 1–4-х классов. Мастера (учителя начальной школы) составляют программы по внеурочной деятельности и индивидуальные маршрутные листы на каждого обучающегося.
Для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых метапредметных и предметных компетенций на занятиях внеурочной деятельности соблюдаем следующие условия:
- обучение должно носить деятельностный характер;
- образовательная деятельность ориентирована на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности;
- предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
- используются продуктивные формы групповой работы;
- обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.