МБОУ Емельяновская СОШ№3
Красноярский край, Емельяновский район, п.г.т. Емельяново
  • Погружение во внеурочную деятельность через формы и методики коллективного способа обучения для формирования функциональной грамотности.

    Погружение во внеурочную деятельность через формы и методики коллективного способа обучения для формирования функциональной грамотности..

    Успешный человек сегодня - это тот человек, который способен жить в ногу со временем и применять свои функциональные навыки, может разобраться и найти выход из проблемной ситуации. Главная задача школы в настоящее время - научить детей рационально использовать знания и навыки в разных сферах жизни. Функциональная грамотность - это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Как средство формирования функциональной грамотности мы используем ресурсы занятий внеурочной деятельности.

    Внеурочная деятельность в младшей школе — отличный повод начать практиковать занятия по индивидуальным программам, прежде чем переходить к обязательным учебным предметам. Создали  «островок» организации обучения, принципиально отличающейся от классно-урочной системы,  для формирования умений работать с текстом, делать выбор, планировать и действовать по принципу «научился сам — научи другого».

    Коллективным способом обучения (КСО) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Коллективное обучение является одним из важнейших фактов развития ребёнка. На практике мы наблюдаем, что взаимодействие школьников в ходе учебного процесса происходит ситуативно и редко. Учителю легче организовать обучение по схеме: учитель - ученик, нежели ученик- ученик, ученик - ученики, поскольку КСО требует дополнительных затрат при подготовке к уроку. Эта технология разрабатывалась Александром Георгиевичем Ривиным в 30-е годы нашего века, Виталий Кузьмич Дьяченко в 90-е.

    Специфика коллективных способов обучения состоит в соблюдении следующих принципов:

    • наличие сменных пар учащихся;
    • их взаимообучение;
    • взаимоконтроль;
    • взаимоуправление.

    Методики технологии КСО:

    1.Взаимопередача текстов.

    2.Взаимообмен заданиями.

    3.Взаимные диктанты.

    4.Взаимотренаж.

    5. Методика Ривина.

       Творческая группа учителей начальной школы работает над организацией Погружения во внеурочную деятельность в течение пяти лет. Участники погружения во внеурочную деятельность — школьники 1–4-х классов. Мастера (учителя начальной школы) составляют программы по внеурочной деятельности и индивидуальные маршрутные листы на каждого обучающегося. 

    Для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых метапредметных и предметных компетенций на занятиях внеурочной деятельности соблюдаем следующие условия:

    • обучение должно носить деятельностный характер;
    • образовательная деятельность ориентирована на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности;
    • предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
    • используются продуктивные формы групповой работы;
    • обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.
    Систематически обмениваемся опытом работы с педагогами района, школы. Так 29 октября на базе школы состоялось погружение для учителей старшего звена МБОУ ЕСОШ №3, где коллеги погрузились в парную работу и смогли освоить эффективные методики по работе с текстом: задачи, пословицы, притчи, инструкции к поделке и т.д. Индивидуальный маршрут позволил участникам в своём темпе, с учётом индивидуальных компетенций и набором знаний посетить следующие мастерские: «Литературная гостиная», «Лови удачу за хвост», «Одна голова – хорошо, а две-три - лучше», «Пословица недаром молвится», «Правила вежливости», «Решение текстовых задач», «Бумажный журавлик», «Скованные одной цепью», «В гостях у сказки». Вместе с педагогами начальной школы представляют свои мастерские  и специалисты сопровождения: логопеды, психолог. Они демонстрируют работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной программе разных нозологий.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie