МБОУ Емельяновская СОШ№3
Красноярский край, Емельяновский район, п.г.т. Емельяново
  • Из опыта работы учителей начальных классов. Погружение во внеурочную деятельность.

    Автор: Плешкова Любовь Николаевна
    Творческая группа учителей начальной школы работает над организацией Погружения во внеурочную деятельность в течение пяти лет. Участники погружения во внеурочную деятельность — школьники 1–4-х классов. Погружение проходит в конце каждой четверти, за неделю до каникул, во второй половине дня. Чтобы найти дополнительное время для погружения, корректируется расписание, сжимаются материалы рабочих программ, интегрируются предметы. Распределяются обязанности организаторов — членов учительской кооперации и привлекаемых ими старших ребят. Руководитель творческой группы начальной школы становится начальником штаба — он формирует списки участников погружения, готовит табло учёта и информационные листы по направлениям работы. Мастера (учителя начальной школы) составляют программы по внеурочной деятельности, готовят таблички с названиями мастерских (например, «Очумелые ручки») и индивидуальные маршрутные листы по количеству учеников своего класса. (Далее при употреблении термина «мастер» подразумеваются профессиональные педагоги, а под словом «учитель» — учащиеся, выполняющие эту роль). Помощники — ученики основной ступени ориентируют детей в штабе при определении ими своих маршрутов. Учителя-мастера готовят консультантов — «сильных» учеников из каждого класса для оказания помощи учителю.
    Из опыта работы учителей начальных классов. Погружение во внеурочную деятельность..

    В настоящее время позиция педагога кардинально меняется. Он становится не только учителем, но и воспитателем, а связано это прежде всего с тем, что только педагог  с позицией воспитателя может осуществлять ценностное самоопределение детей, которое  так необходимо в современном мире.

    Проблема внеурочной деятельности актуальна и по сей день, т.к. педагогический процесс не ограничивается обучением. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса в школе, одной из форм организации свободного времени учащихся. Особую роль в образовании обучающихся внеурочная деятельность играет в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).Внеурочная деятельность организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

    Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.

    Стоит отметить, что для школы внеурочнaя деятельность обязaтельнa, a ребенок имеет прaво выборa. Внеурочнaя деятельность позволяет ребенку выбрaть облaсть интересов и рaзвить свои способности.

    Вaжно зaинтересовaть ребенкa зaнятиями после уроков, чтобы школa стaлa для него вторым домом, что дaст возможность преврaтить внеурочную деятельность в полноценное прострaнство воспитaния и обрaзовaния.

    На очередном заседании кооперации учителей начальных классов обсудили проблему и пришли к идее, почему бы нам не создать «островок» принципиально другой организации обучения, нежели классно-урочная, – использовать для этого внеурочную деятельность, а предметом этой деятельности сделать формирование умений работать с текстом, ориентируясь на выбор ребёнка. Внеурочная деятельность в младшей школе — отличный повод начать практиковать занятия по индивидуальным программам, прежде чем переходить к обязательным учебным предметам. В описываемом случае «островок» организации обучения, принципиально отличающейся от классно-урочной системы, создан для формирования умений работать с текстом, делать выбор, планировать и действовать по принципу «научился сам — научи другого».

    Творческая группа учителей начальной школы работает над организацией Погружения во внеурочную деятельность в течение пяти лет.

    Участники погружения во внеурочную деятельность — школьники 1–4-х классов. Погружение проходит  в конце каждой четверти, за неделю до каникул, во второй половине дня. Чтобы найти дополнительное время для погружения, корректируется расписание, сжимаются материалы рабочих программ, интегрируются предметы. Распределяются обязанности организаторов — членов учительской кооперации и привлекаемых ими старших ребят. Руководитель творческой группы начальной школы становится начальником штаба — он формирует списки участников погружения, готовит табло учёта и информационные листы по направлениям работы. Мастера (учителя начальной школы) составляют программы по внеурочной деятельности, готовят таблички с названиями мастерских (например, «Очумелые ручки») и индивидуальные маршрутные листы по количеству учеников своего класса. (Далее при употреблении термина «мастер» подразумеваются профессиональные педагоги, а под словом «учитель» — учащиеся, выполняющие эту роль). Помощники — ученики основной ступени ориентируют детей в штабе при определении ими своих маршрутов. Учителя-мастера готовят консультантов — «сильных» учеников из каждого класса для оказания помощи учителю. На этапе подготовки погружения творческая группа несколько раз собирается для определения перечня мастерских, подходов к разработке их программ, способов и приёмов работы, согласования требований и позиций деятельности педагогов, выстраивания плана дня, проверки и уточнения информационных листов. Перечень мастерских одного из погружений, проводимых нами, получился таким: «Акварелька», «Оригами», «Туристические узлы», «Проба пера», «Литературные тексты», «Необычный способ умножения», «А вам слабо?» При составлении программы педагоги используют различные виды текстов: художественные, информационные, инструктивные. Каждый текст делится на 4–6 смысловых частей (абзацев). Поскольку наша задача — помочь ученикам освоить умения работать с текстом, то проще вызвать интерес ребёнка через занимательный рассказ и конечный продукт, сделанный своими руками. Места проведения погружения зонируются. В качестве штаба для общего сбора используется актовый зал или большой холл-коридор, на стенах размещаются табло учёта и информация о местонахождении мастерских.

     Для каждой мастерской выделяется отдельный кабинет. Основные этапы дня 14.00–14.10 — общий сбор в большом холле. Приветствие, постановка задач. Распределение на группы по цветным жетонам. 14.10–14–20 — инструктаж в своих кабинетах (проводит классный руководитель), выдача пустых бланков индивидуального образовательного плана деятельности в течение дня. 14.25–14.45 — определение в штабе шага, что станет началом движения учащегося. 15.00–16.40 — выполнение индивидуального образовательного плана (у каждого ученика свой маршрут) — это работа в мастерских. 16.45–17.00 — рефлексия в малых группах с командирами (итоги дня). 17.05–17.30 — рефлексия на совете командиров и мастеров.

      В конце учебного года прошло Погружение во внеурочную деятельность под девизом « Хочу всё знать».  В Штабе участников встречали: начальник Штаба Плешкова Любовь Николаевна и Буглевская  Наталья Ивановна,  Афанасьева Наталья Владимировна. Ребята приняли участие в работе интересных  мастерских. В  мастерской «Умники и умницы» Глебец Елена Евгеньевна раскрыла ребятам основные правила по чтению ребусов. Ребус — "Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией рисунков, фигур, букв или знаков” С.И. Ожегов. Одна из главных трудностей при разгадывании ребусов – умение правильно назвать изображённый на рисунке предмет и понять, как соотносятся между собой фрагменты рисунка. Кроме знания правил, нужны еще смекалка и логика. Такие занимательные задания вырабатывают у ребенка  зрительную память и тренируют правописание, учат быть сосредоточенным, развивают  внимание. Все это способствует  продуктивной учебной деятельности. В рамках погружения во внеурочную деятельность среди учащихся начальной школы была представлена работа секции по изучению свойств соли и способах её применения в быту.

    В практической части занятия ребята сделали общую эстетическую поделку из раскрашенной соли, которая может стать прекрасным подарком для близкого человека.

    Целью мастерской «Почта»  Семирадской Екатерины Петровны было познакомить участников «Погружения» с почтой и письмом, научить правильно заполнять конверт и формулировать свои мысли на письме. Здесь дети узнали историю развития почты, кто и каким образом доставлял письма в различные исторические эпохи. Также необходимо было самостоятельно, по схеме, сделать конверт и написать письмо. Некоторые ученики четвертых классов, захотели написать прощальные письма своему первому учителю. Ребята узнали, что такое марка, индекс и для чего они нужны. А с наклеенными марками письма смотрелись как настоящие!

    В процессе работы, удалось заметить некоторые пробелы в знаниях учеников. Стало понятно, что дети читают, но не всегда интересуются значением непонятных или устаревших слов.

    На мероприятии было множество смешных и познавательных моментов. Радостное настроение детей, эмоциональный подъем, воодушевление, блеск в глазах и приятная, душевная атмосфера царили в классе. В течение всего занятия дети были заинтересованы и активны. «Погружение» оставило приятные воспоминания у всех участников процесса!

    В мастерской  «Моё имя», ребята знакомились с историей появления имен, узнавали значение своего имени. Развивали умение работать с текстом, умение работать в группе и индивидуально, учились  формулировать выводы,  выполняли ряд доступных заданий  («Найди  в тексте и прочитай», «Продолжи высказывание»).В ходе работы, ребята, еще раз убедились,  что  имя человека - это его  индивидуальность и неповторимость, оно много значит  для человека и может повлиять на его характер.

    Итогом работы, для каждого участника, было творческое представление своего имени. Ребята придумывали небольшие четверостишия про себя и свое имя, «читали» рэп, рисовали рисунки своего имени. Работа в рамках тематической станции «Моё имя» получилась интересной, увлекательной и познавательной. Работу данной Мастерской организовала Ралько Екатерина Викторовна.

    «Познавашки»- так называлась Мастерская Кошкаровой Дарьи Алексеевны. Дети работали в парах. Первым этапом работы было чтение текста о планетах. Далее предлагается из полученной информации высчитать свой возраст на каждой планете. Для этого в паре в тексте дети искали формулу и с помощью формулы и калькулятора (предоставляет учитель) находят свой возраст.  Данное задание вызывало большой интерес и живой эмоциональный отклик у обучающихся. Далее дети уже каждый самостоятельно выполнял изделие ракета опираясь на предложенный алгоритм.

    Лукьянова Татьяна Михайловна назвала свою Мастерскую «Я рисую». Учащиеся выполняли рисунок «Одуванчики». Девиз погружения был: «Хочу все знать!».Техника: рисование необычным способом. Цель: создание творческой работы.
    Задачи: Развивать интерес к экспериментированию с материалами и средствами изображения. Учить рисовать цветы новым способом изображения.
    Развивать цветовосприятие, воображение, творчество у детей.
    Вызвать положительные эмоции от проделанной работы.
    Воспитывать интерес к необычным техникам, к новому, узнавать больше.
    Воспитывать уверенность в освоении способов работы с новым материалом, работать под девизом: «Научился сам – научи другого». Умение работать в парах.

    Применение: Рисунок  можно использовать для украшения комнаты, для оформления подарка, для работы на выставку. Учащиеся работали по инструкции, в паре.  В Мастерской побывали большинство учащихся, которые участвовали в погружении.

            Ребята работали аккуратно, старались, работали с увлечением, с интересом, помогали друг другу. У всех ребят получились красивые, яркие рисунки, много интересного узнали об одуванчиках из рубрики«Интересные факты об одуванчиках». Например, в корнях некоторых видов одуванчиков содержится каучук, поэтому из их сока производят резину, и многое другое

    В мастерской «В здоровом теле - здоровый дух», под руководством Будаковой Оксаны Юрьевны и Тараненко Екатерины Алексеевны,  ребята собирали «Дерево здоровья», для выполнения задания им необходимо было прочитать текст, в котором говорилось о четырёх секретах долголетия.  Работая в паре, дети находили нужную информацию, задавали вопросы  друг другу на понимание текста.  Следующий этап - применение полученных  знаний.  Нужно было разгадать кроссворд «Здоровье»,   где вопросы были     связаны  с именно с секретами долголетия. Все дети справились с заданием. На последнем этапе  дети вырезали листочек, раскрашивали его и приклеивали пословицу о здоровье,  объясняя смысл друг другу.

     Работа проходила    очень интересно, дети  старались выполнить все задания  быстро и правильно. В результате работы  получилось необычное «Дерево здоровья».

    Коллер Наталья Васильевна свою Мастерскую назвала «Ценности».Знание ценностей очень важно для человека. Ещё важнее, что для него всего важнее и ценнее в жизни. На данной станции  Наталья Васильевна  даёт детям карточку с притчей. Ученики работали в парах и отвечали  на вопросы.Далее, каждый ребёнок получил карточку с  написанными         ценностями.

    Ценности.

    1.Любовь к семье и близким.

    2.Дружба.

    3.Помощь родителям.

    4.Доброта.

    5.Сочувствие и помощь другим.

    6.Справедливость.

    7.Стремление к образованию.

    8.Уважение к старшим.

    9.Свобода.

    10.Радость.

    11.Книги, картины, скульптуры.

    12.Преданность.

    13.Забота.

    14.Любовь к природе.

    Мастер попросила  зачеркнуть из 14 ценностей -3 менее важные для вас.  Затем ещё 3- менее важные, ещё 3-менее важные. И ещё 3 - менее важные для вас,  из оставшихся ценностей. Осталось 2 - самые, самые важные для вас ценностей.

    Наталья Васильевна задала ещё один вопрос. Какая  есть самое важная ценность, без которой все ценности не важны. Конечно, это ЖИЗНЬ человека.

    На жёлтом круге написано слово ЖИЗНЬ.  Обучающимся досталось по одному лепестку, где они написали свои самые, самые важные ценности. Большинством детей были выбраны: любовь к семье и близким, помощь родителям, дружба, забота.  Дети сделали верный выбор. Лепестки приклеили к  жёлтому кругу. Получились ромашки. Добрые, домашние, народные, любимые цветы с важными ценностями.

    Дети ушли с приподнятым настроением. Понимали образы, глядя -  «сверху» на произведение.  Шумно обсуждали ценности, которые увидели в притче.  Посмеялись. И видно было, что всё им понятно.

    Школa после уроков - это мир творчествa, проявления и рaскрытия кaждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь глaвное, что здесь ребенок делaет выбор, свободно проявляет свою волю, рaскрывaется кaк личность. В планах творческой группы продолжать работу в этом направлении.

    Руководитель творческой группы учителей начальных классов, работающих по технологии КСО : Плешкова Л.Н.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie