Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
(Венгер Л. А.)
Психологическая готовность к школе– это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно: в играх, труде,общении со взрослыми, сверстниками,а также в учебной деятельности.
В психологическую готовность входят:
- Мотивационная готовность – познавательный интерес.
- Эмоционально-волевая готовность – может контролировать свои эмоции и умеет сосредоточиться на выполнении необходимого задания.
- Интеллектуальная готовность – достаточные знания об окружающем мире и его закономерностях.
- Личностно-социальная готовность – способность общаться и взаимодействовать как со сверстниками, так и со взрослыми.
А теперь остановимся на каждом пункте подробнее.
Мотивационная готовность к школьному обучению. Ребенок хочет идти в школу за знаниями, умениями, навыками; у него сформирован познавательный интерес, желание учиться.
Как развивать мотивационную готовность? Первым делом, необходимо формировать положительное отношение к школе, учителям, учебной деятельности и самому себе.
Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, вспомните смешные и поучительные случаи, читайте вместе книги о школе, рассказывайте о школьных порядках, хорошо, если получится устроить экскурсию по будущей школе.
Все то, что вы говорите в семье о школе, о ее роли в жизни ребенка, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание.
Эмоционально - волевая готовность. Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей и хотеть разрешать их самостоятельно. Адекватная самооценка и положительный образ себя. Умение сосредоточиться, управление эмоциями.
Сформировать эти качества можно только через игру!
Игры учат детей спокойно дожидаться своей очереди, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т. д.
Важно приучать ребенка к режиму дня и смене деятельности.
Необходимопоказывать веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать.Постепенно ребенок сможет развить в себе способность к волевому усилию, но с вашей помощью это произойдет быстрее.
Важно то,что ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению, а вы выполняете все его желания и капризы, то прогноз обучения будет неутешительным. Попав в коллектив класса, такой ребенок столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель будет относиться к нему как ко всем, а не с особым вниманием (как его родители), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные ситуации.
Завышенная самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что «школа плохая», «учитель злой» и т.д. Поэтому постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат.
В дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может долго возиться с игрой либо легко запоминать стихотворение, но только если его эмоционально зацепило эта деятельность, то есть делает он это непроизвольно.
Поощряйте усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорите о необходимости контроля над собой. Для этого нужно, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.
Вы можете развивать такое умение, давая детям разные, сначала несложные, задания. При этом обязательно просить ребенка повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно понял.
Интеллектуальная готовность. Сюда входят: умение думать, анализировать, делать выводы, словарный запас, способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе (Ф.И.О., возраст, день рождения, адрес, имена и профессии родителей).
Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.А вот умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научится в школе.
Как можно развить интеллектуальную готовность? Не подавляйте исследовательский интерес ребенка, тогда, к моменту поступления в школу, ему многое удастся постичь на собственном опыте.
Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи, классифицировать предметы (как назвать одним словом), активно интересоваться окружающим миром.
Личностно - социальная готовность. Умение ребенка общаться с детьми, проявлять инициативу. Знает ли ребенок принятые в обществе нормы общения. Готов ли учитывать интересы других детей или всего коллектива, умеет ли отстаивать свое мнение. Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями. У ребенка, к моменту поступления в школу,должен быть достаточно разнообразный опыт общения с разными людьми.
Как развивать. Прежде всего, необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.
Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно, при необходимости, что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый, интересный мир.